Вчера глава Росавтодора Роман Старовойт раскрыл параметры сокращения расходов дорожной отрасли. По его словам, объем финансирования строительства и реконструкции федеральных дорог в 2015 году составит 92 млрд руб. (без учета 54 млрд руб., выделенных на возведение моста через Керченский пролив), что на 28% меньше, чем было заложено в первоначальном варианте бюджета 2015 года (в утвержденном на 1 декабря 2014 года документе объем финансирования составлял 128 млрд руб.). О том, что траты Росавтодора будут сокращаться в рамках антикризисной оптимизации федеральных расходов, в ведомстве говорили еще в начале года, но конкретных цифр не называли.
Решение о секвестре принималось на фоне двух задач, которые поставил перед дорожниками президент Владимир Путин: удвоить объемы дорожного строительства к 2022 году и привести в нормативное состояние 85% федеральных дорог (сейчас - 52%) к 2020 году. Росавтодор решил сосредоточиться на содержании дорожной сети. «Мы считаем, что нужно содержать в надлежащем виде то, что уже есть, - пояснил 'Ъ' заместитель главы агентства Григорий Прокуронов.- Иначе объем разрушения дорог будет опережать объем строительства новых».
Сокращение финансирования на 36,8 млрд руб. коснется только планируемых строек и реконструкции. «Нового не останется почти ничего», - говорит господин Прокуронов, отметив, что перечень объектов еще не утвержден. Глава Росавтодора Роман Старовойт в разговоре с «Ъ» привел в пример кольцевую автомобильную дорогу в Санкт-Петербурге: «Участок в районе станции Горская требует реконструкции, но принято решение о переносе основных объемов финансирования на 2016−2017 годы». По его словам, «таких объектов много», по ним будут сделаны лишь подготовительные работы (например, перенос сетей). «С улучшением экономической ситуации сможем все форсированно закончить», - объяснил «Ъ» господин Старовойт.
По словам источника в Росавтодоре, из планов реконструкции предварительно убраны также отдельные участки на М8 «Холмогоры» и М5 «Урал» в столичном регионе. Запуск новых объектов может начинаться лишь по решению вице-премьера Аркадия Дворковича (курирует деятельность Минтранса и Росавтодора), следует из протокола совещания в Белом доме, которое проходило 22 января.
Что касается текущих строек, то, по словам господина Прокуронова, на некоторых из них будут «существенно снижены темпы строительства». «Сейчас идет анализ, где это можно сделать, - пояснил он 'Ъ'.- Дорожники должны убедиться, что это не приведет к консервации объекта или катастрофичным последствиям. К примеру, если уже уложен нижний слой дорожной одежды, его нельзя не закрыть черновым слоем асфальтобетона, в противном случае земляное полотно просто развалится».
«Любой грамотный дорожник, выбирая между задачей сохранения дорожных сетей и их развитием, выберет первое, - считает директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.- Постоянные недоремонты приводят к деградации дорог, необходимости чаще делать капитальный ремонт. Такая экономия в итоге окажется дороже. Задачу удвоения ввода новых дорог в условиях сокращения финансирования решить, на мой взгляд, невозможно».
Господин Блинкин обратил внимание на то, что в проекте бюджета на 2015 год и плановый бюджет 2016−2017 годов (внесен в Госдуму правительством РФ) дорожникам планируется сократить на 41,4 млрд руб., то есть почти на 5 млрд руб. больше, чем запланировано Федеральным дорожным агентством. В ведомстве это объяснить вчера не смогли.
Иван Буранов.