Российский банковский сектор столкнулся с серьезными трудностями. Резко выросла стоимость кредитов, которые прежде обеспечивали основную часть прибыли, а из-за роста рисков возникают проблемы с ликвидностью и доступом к капиталу. Многие из этих факторов не зависят от банков и спрогнозировать их непросто. Но у руководителей финансовых организаций есть эффективный рычаг, позволяющий с оптимизмом смотреть в будущее. Речь идет об управлении операционными и капитальными расходами.
Отношение расходов к доходам у российских банков традиционно находилось на приемлемом уровне. В 2009-2014 гг. у 10 крупнейших российских банков оно составляло 51%, почти как у ведущих универсальных банков Европы (60-65%). Но по отношению расходов к активам отечественные финансовые учреждения существенно уступают европейским - 3% против 1% у 10 крупнейших банков России и Европы соответственно.
С 2007 г. почти все крупные банки мира начали сокращать расходы, но достичь поставленных целей сумели лишь 10% учреждений. А у 100 крупнейших российских банков операционные расходы в последние пять лет росли, в среднем, на 17% в год. Аналогичными темпами росли активы, т. е. увеличение портфелей активов не сопровождалось повышением эффективности.
Доля сотрудников, занимающихся продажами, не превышает 30-40% от общего персонала банков. При этом во многих из них сотрудники продающих подразделений проводят в прямом контакте с клиентами не более 30% рабочего времени. Значительная часть розничных сетей не приносит прибыли, а в корпоративном сегменте целый ряд клиентов остаются убыточными.
Очевидно, что подход к работе с затратами нужно менять. Структурное сокращение расходов стало насущной необходимостью, возможность же радикального снижения затрат теперь определяется развитием технологий и быстро меняющимися предпочтениями клиентов. По данным компании Finalta, сегодня в России, в среднем, около 60% переводов и порядка трети всех платежей совершаются в интернете. В среднем, около 20% продаж розничных банковских продуктов осуществляются вне отделений, а если суммировать показатели лучших банков, то оказывается, что так может проходить до 80% продаж. Благодаря переносу продаж и обслуживания в цифровые каналы, существенно снижается стоимость клиентских операций.
Пытаясь снизить расходы, банки обычно ограничиваются однократным сокращением бюджета, но не проводят структурных преобразований и не внедряют культуру бережливого управления. В результате операционные расходы обычно сокращаются «волнами» - на 5-10%, а в следующем году вырастают снова.
Ведущие мировые банки вырабатывают навыки и создают организационную инфраструктуру для системного сокращения расходов. Наряду с культурой управления рисками и другими методами они внедряют принципы бережливой операционной деятельности.
Здесь важно отметить три аспекта. Во-первых, сокращение расходов теперь является неотъемлемой частью деятельности линейных руководителей, и в каждом подразделении выделяются квалифицированные сотрудники, ответственные за постоянное повышение производительности. Во-вторых, для эффективного сокращения расходов банки предпринимают не только тактические меры, но и структурные преобразования базы затрат, а также изменяют корпоративную культуру. В-третьих, управление затратами и повышение эффективности становятся частью повседневной работы руководителей банков, которые активно взаимодействуют с сотрудниками и подают им личный пример.