В 2014 г. регионам удалось улучшить показатели своих бюджетов, следует из данных сайта iminfin.ru (ресурс, подведомственный Минфину). В 2013 г. регионы столкнулись с падением налога на прибыль. Закрывать дыру пришлось, привлекая дорогие банковские кредиты. Регионы попали в замкнутый круг, опасались чиновники.
Но в 2014 г. ситуация улучшилась. Вытянул налог на прибыль, говорит аналитик Standard & Poors (S&P) Карен Вартапетов: поступления выросли на 14%. Хорошую динамику показали сборы НДФЛ - рост на 7%. Кроме того, в 2013 г. по региональным бюджетам ударило сокращение федеральных трансфертов (почти на 7%), а в прошлом году они даже выросли на 1%, указывает Вартапетов. Одновременно регионы стали экономить - расходы выросли только на 4,6% против 6% в 2013 г.
В итоге количество дефицитных регионов сократилось с 77 до 74; дефицит консолидированного бюджета регионов снизился до 5,4% собственных доходов почти с 8%. В некоторых регионах сокращение было очень сильным: в Чукотском автономном округе дефицит упал с 52,3 до 4,4% доходов, а Тюменская область превратила дефицит в профицит - 25,6 и 4,4% соответственно. Правда, еще нет статистики по долгу за весь год, оговаривается Вартапетов: не ясно, насколько активно занимали регионы для покрытия дефицита и как на стоимость долга и возможность привлечь деньги повлиял рост ставок.
Но в этом году регионы могут ждать проблемы более серьезные, чем в 2013 г. В декабре S&P прогнозировало 7%-ный рост поступлений по налогу на прибыль, теперь можно ожидать, что роста не будет вовсе, отмечает Вартапетов. Проблемы могут быть и с НДФЛ: этот налог вытягивал бюджеты регионов. Ранее S&P прогнозировало рост поступлений НДФЛ на 10-12%, но если будет принято решение о неповышении зарплат бюджетникам (см. врез), то в реальном выражении будет спад этих доходов, оценивает Вартапетов. Правда, сократятся и расходы регионов, замечает он, отказ от повышения зарплат бюджетников поможет не увеличивать структурный разрыв между расходами и доходами, который сильно вырос из-за иннаугурационных указов президента.
На межбюджетные кредиты в действующем законе о бюджете выделено 150 млрд руб. Кроме того, кредиты на сумму до 160 млрд руб. предусмотрены антикризисным планом правительства. Но и этих денег не хватит, предупреждает Вартапетов: скорее всего, значительная часть этих кредитов пойдет на замещение банковских, потребности рефинансирования на этот год - свыше 500 млрд руб. К тому же часть кредитов придется направить на покрытие дефицитов. Дефицит, скорее всего, останется в районе 500 млрд руб., не выше и не ниже уровня 2014 г., - 300 млрд руб. не хватит, согласна гендиректор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. Регионам сложно привлекать деньги на рынке по приемлемым ставкам, даже таким сильным заемщикам, как Москва, поэтому покрыть дефицит и рефинансировать старые кредиты зачастую можно будет только за счет бюджетных кредитов, продолжает Акиндинова. Так что, если Минфин и не сможет увеличить кредиты регионам, то, видимо, придется прибегнуть к помощи системообразующих банков, рассуждает эксперт, - заставить их кредитовать на более выгодных условиях.