Угроза массовой остановки локомотивных заводов помогла ОАО РЖД ускорить получение от ВТБ хотя бы части средств на инвестпрограмму.
В декабре 2014 года 100 млрд руб. из ФНБ, выделенные на инвестпрограмму госкомпании, ушли на покупку банком ОФЗ. ОАО РЖД их сможет получить не раньше апреля, в ближайшее время ВТБ выделит монополии только 15 млрд руб. Происхождение денег неясно: один источник «Ъ» уверяет, что это часть из 100 млрд руб., другие говорят о дополнительных средствах. Но в любом случае первый транш позволит машиностроителям работать по крайней мере в первом квартале.
Глава Минэкономики Алексей Улюкаев заявил, что правительство одобрило «дополнительные расходы из ФНБ для докапитализации ВТБ и частичное финансирование инвестпрограммы РЖД». По данным ТАСС и источника «Ъ» в отрасли, сейчас речь идет о 15 млрд руб. на закупку ОАО РЖД локомотивов; принципиальное решение по этому вопросу принято 3 февраля на совещании у Владимира Путина, теперь должно быть подписано поручение правительства.
ОАО РЖД планировало привлечь в этом году за счет облигаций 100 млрд руб. из ФНБ на инвестпрограмму (общий объем - 414,1 млрд руб.). Свыше 60 млрд руб. должно было пойти на покупку 467 локомотивов, остальное - на проекты по развитию подходов к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна и модернизацию участка в восточной части БАМа. Но в конце декабря 2014 года полученные ВТБ 100 млрд руб. ушли не в ОАО РЖД, а по указанию Минфина на покупку ОФЗ. В результате ОАО РЖД не подписало контракты на закупку локомотивов, а локомотивные заводы приостановили производство и пригрозили массовым увольнением персонала (см. «Ъ» от 30 января). В прошлую пятницу ситуация в обсуждалась в Минтруде, и Минпромторг предлагал ускорить процесс доведения до ОАО РЖД средств ФНБ, чтобы уже к 15 февраля монополия могла заключить контракты (см. «Ъ» от 9 февраля). По данным министерства, такое поручение было подписано Дмитрием Медведевым еще 29 января, но ни в правительстве, ни источники «Ъ» о нем не слышали. Вчера в компаниях-производителях локомотивов «Трансмашхолдинге» и группе «Синара» от комментариев отказались. По словам источника в одной из компаний 15 млрд руб., «достаточно для полноценного возобновления работы в первом квартале».
Один из собеседников «Ъ» говорит, что оставшиеся 85 млрд ОАО РЖД получит в конце первого квартала. Но другой источник «Ъ» уверяет, что выделяемые 15 млрд руб. «не входят в периметр 100 млрд руб., вложенных в ОФЗ». «Выделение 100 млрд руб. из средств ФНБ на реконструкцию БАМа и Транссиба было подтверждено на прошлой неделе у президента»,- уверяет он (эта сумма прописана в распоряжении правительства от 27 декабря 2014 года). В Минэкономики сказали лишь, что решение о выделении ОАО РЖД средств ФНБ «частичное, до изменения законов о бюджете». В ВТБ подтвердили, что деньги, предназначенные для монополии, «действительно вложены в ОФЗ» и в банке ждут «распоряжения правительства относительно их дальнейшего инвестирования». В Минфине на запрос «Ъ» не ответили, в ОАО РЖД от комментариев отказались.
По мнению главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, процесс ускорения получения ОАО РЖД средств ФНБ свидетельствует о том, что государство не хочет допустить негативных социальных последствий. Массовая остановка машиностроительных предприятий могла бы привести к самым плачевным последствиям, уверен эксперт. Но, добавляет он, это точечная мера поддержки, которая не решит проблему в долгосрочной перспективе.
Юлия Галлямова, Елена Киселева, Ольга Шестопал