Налоговый маневр в нефтяной отрасли при цене барреля в $60 теряет свою актуальность, если речь идет о попытке мотивировать нефтяников к увеличению добычи. Об этом в пятницу заявил на парламентских слушаниях замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов. По его словам, тенденция к снижению нефтяных цен не позволяет компаниям запускать разработку новых месторождений.
При этом, по словам Молодцова, при более высокой цене барреля налоговый маневр стал бы эффективным инструментом, стимулирующим прирост добычи.
Суть налогового маневра заключается в том, что в период с 2015 по 2017 год (маневр был запущен 1 января текущего года) поэтапно сокращаются экспортные пошлины на нефть (в конечном итоге в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7−5 раз в зависимости от вида). При этом параллельно растет нефтяной НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и налог на добычу газового конденсата (в 1,7 и 6,5 раз соответственно).
Одновременно с этим растет экспортная пошлина на мазут (она доводится до уровня пошлины на сырую нефть, что снижает рентабельность неглубокой переработки) и снижаются пошлины на вывоз бензина, дизельного топлива и других светлых нефтепродуктов (до 30% от пошлины на сырую нефть), что увеличивает привлекательность глубокой переработки. При этом снижаются акцизы на бензин и ДТ, что призвано сдерживать рост цен на внутреннем рынке.
«При снижении цен на нефть стимула к росту добычи, безусловно, нет, - говорит представитель одной из ведущих российских нефтяных компаний. - Цена в $60 говорит о том, что рынок не нуждается в дополнительных поставках». Кроме того, по словам собеседника, следует учитывать, что в России сейчас остались либо небольшие, либо труднодоступные (в географическом, геологическом либо технологическом смысле) месторождения, и при низких ценах вести там добычу нерентабельно.
«Но налоговый маневр тут не причем, - говорит представитель нефтяной компании. - Он был направлен в первую очередь на то, чтобы стимулировать глубокую переработку нефти, чтобы компании направляли на экспорт не сырую нефть и не мазут, а светлые нефтепродукты, и при этом обеспечивали насыщение внутреннего рынка».
Но и здесь налоговый маневр, по словам собеседника фактически провалился. Источник указывает, что изначально предполагалось, что акцизы на топливо будут снижены настолько, чтобы компенсировать рост НДПИ. Однако региональные власти (в частности, глава Татарстана Рустам Минниханов) обратили внимание правительства на тот факт, что доходы от топливных акцизов поступают в дорожные фонды регионов. И запланированное снижение акцизов не позволит эти фонды наращивать.
«Правительство пошло навстречу регионам, и акцизы снизились недостаточно, чтобы покрыть повышение НДПИ, - рассказывает нефтяник. - В результате налоговое бремя нашей компании выросло на $1,2 млрд в год. По нашим оценкам, у других компаний рост налогового бремени оказался примерно таким же».
Причем здесь уже цена на нефть и курс доллара роли не играют, это происходит именно из-за дисбаланса ставок акцизов и НДПИ. По словам источника, примерно $1,2 млрд дополнительных выплат выходит сразу по трем сценариям: «цена барреля $40 - курс доллара 70 рублей», «баррель $60 - доллар 60 рублей» и «баррель $80 - доллар 50 рублей».
Налоговый маневр в нефтянке имел смысл два года назад, когда эта идея только появилась, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаев.
«Но сейчас экономическая ситуация кардинально поменялась, - подчеркивает эксперт. - И ничего кроме вреда налоговый маневр принести не может».
Ранее против маневра неоднократно выступал глава «Роснефти» Игорь Сечин. В последний раз Сечин указывал, что в результате уравнивания пошлин на нефтепродукты и сырую нефть меняется вся экономика нефтепереработки ВНХК (Восточная нефтехимическая компания, перерабатывающий проект «Роснефти» на Дальнем Востоке).
Против маневра выступали и Госдуме. Зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева в конце декабря говорила, что только в 2015 году государство в результате налогового маневра недополучит порядка 600 млрд рублей. Это вызвано ростом курса доллара и снижением нефтяных цен, что снизит доходы как от НДПИ, так и от экспортных пошлин.
Кроме того, неоднократно высказывались опасения, что из-за снижения экспортных пошлин на бензин, компании начнут наращивать топливный экспорт, что может привести к дефициту на внутреннем рынке.