Автокредиты притормозили

В прошлом году выдано 823 400 автокредитов - на 22,3% меньше, чем годом ранее, сообщило Национальное бюро кредитных историй (НКБИ, учитывает данные 2500 кредиторов, за исключением Сбербанка). По данным агентства «Автостат», продажи легковых автомобилей по итогам года сократились на 7,8% до 2,3 млн штук. Таким образом, доля автомобилей, проданных в кредит, за это время снизилась на 7,5 процентных пункта (п. п.) до 40,5%, подсчитали аналитики «Автостата» и НКБИ. При этом в IV квартале был зафиксирован самый низкий за последние два года показатель - 35,5% (подробнее см. график).

Автокредитование в 2014 г. продемонстрировало один из самых высоких показателей снижения темпов, приводятся в сообщении слова гендиректора НКБИ Александра Викулина. По его словам, банки стали строже подходить к отбору новых заемщиков, к тому же финансовый рынок был очень волатилен, особенно в последнем квартале.

На автокредитование повлияла тяжелая ситуация на рынке в целом - продажи автомобилей падали в течение всего года, добавляет гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов. Всплеск продаж случился только в декабре, но и это не помогло - у дилеров быстро закончились автомобили по старым ценам, а из-за роста ключевой ставки в середине декабря с 10,5 до 17% кредиты подорожали, добавляет он. С ним согласен исполнительный директор «Рольфа» Виталий Павловский: после повышения ключевой ставки автокредитование де-факто исчезло - ставки по кредитам начинались с 19% годовых, а цены на новые автомобили переписывали почти каждый день.

А ведь именно автокредиты - основной драйвер поддержки спроса на падающем рынке, указывает Павловский. Автокредитование - важный инструмент поддержки автомобильной отрасли, соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: на фоне ожиданий по снижению продаж новых легковых автомобилей в 2015 г. (почти на 25%, по прогнозу Ассоциации европейского бизнеса) она нуждается в эффективной господдержке, в том числе и через механизмы кредитования. Улучшить ситуацию могла бы госпрограмма субсидирования ставок, указывает Викулин из НКБИ.

26 января 2015 г. ассоциация «Российские автодилеры» («Роад», объединяет около 4000 дилеров) направила письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с просьбой возобновить программу льготного автокредитования. «Роад» просила выделить на нее 20 млрд руб. на текущий год или 10 млрд руб. на полгода. По мнению ассоциации, для поддержания рынка необходимо обеспечить эффективную ставку на уровне максимум 15% годовых на срок от трех лет. Это позволит продавать в кредит 30% от годовых продаж автомобилей, 620 000-680 000 штук, оценивала «Роад».

Вопрос о возобновлении льготного автокредитования будет изучаться после снижения ключевой ставки ЦБ, заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров спустя несколько дней после того, как «Роад» отправила письмо. 30 января ЦБ объявил о снижении ставки на 2 п. п. до 15%. Снижение ключевой ставки позволит запустить кредитование реального сектора экономики, заявила тогда председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Вопрос о льготном автокредитовании как мере поддержки автопрома запланирован к обсуждению на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, но дата мероприятия уже несколько раз переносилась, знают два человека, приглашенных на него. По словам одного из них, на этой неделе это совещание вряд ли состоится.

Вчера пресс-служба Минпромторга на запрос «Ведомостей» не ответила.










>> Брокеры хотят увеличить максимальный размер инвестиций в индивидуальные инвестсчета

>> Полеты Белавиа в Украину могут быть полностью прекращены с 29 марта

>> Челябинская область получит более 1 млрд на развитие сети автодорог