Лучшие друзья бриллиантов

Как стало известно «Ъ», до конца года АЛРОСА возобновит сотрудничество с De Beers в рамках отраслевой ассоциации спустя пять лет после прекращения торговых отношений. Ее создадут крупнейшие алмазодобывающие компании, контролирующие более 70% мирового рынка, с целью совместного продвижения бриллиантов на мировом рынке. Будущие участники обещают не касаться вопросов цен и клиентуры, подпадающих под антитрастовое регулирование. Сегодня вопрос участия АЛРОСА в новом проекте выносится на ее наблюдательный совет.

Вопрос об участии АЛРОСА в Ассоциации производителей алмазов (АПА) значится в повестке дня сегодняшнего заседания наблюдательного совета, следует из материалов компании. Как рассказал «Ъ» источник в наблюдательном совете, в пятницу вступление АЛРОСА в АПА одобрил комитет по стратегическому планированию. «Крупнейшие игроки рынка обеспокоены снижением спроса на бриллианты как символической ценности и считают необходимым выработать системный подход к их продвижению», - пояснил он «Ъ».

Инициатива объединения исходила от трех крупнейших мировых производителей алмазов - De Beers, АЛРОСА и Rio Tinto Diamonds, которые весь 2014 год вели конфиденциальные трехсторонние консультации. Как сообщил «Ъ» источник, близкий к одной из компаний, в минувшем декабре были согласованы основные параметры проекта, а в начале 2015 года консультации прошли с участием канадской Dominion Diamond Corporation, южноафриканской Petra Diamonds и Grib Diamonds (100-процентная «дочка» ЛУКОЙЛа, владеет лицензией на разработку трубки имени Гриба в Архангельской области). В случае их согласия войти в ассоциацию ее члены будут представлять более 70% мировой алмазодобычи.

Общий бюджет АПА, которую предлагается зарегистрировать в виде некоммерческого партнерства с минимальным штатом, может составить около €6 млн. Кандидатура на пост исполнительного директора обсуждается. Членами АПА смогут стать только компании, занятые в добыче и реализации природных алмазов, репутация которых отвечает бизнес-стандартам ООН (не используют рабский труд и не приобретают алмазы, добытые в зонах военных действий). Каждый из них получит один голос в совете директоров, а два крупнейших игрока - De Beers и АЛРОСА - будут обладать правом вето, поскольку их финансовый вклад будет существенно выше. Источники «Ъ» утверждают, что размер взносов пока не определен и «будет формироваться по мере запуска конкретных проектов». Речь, в частности, идет о создании информационно-аналитической базы по добывающему сектору, совместных исследованиях рынка розничных продаж украшений с бриллиантами и анализа потребительских предпочтений. Бриллианты сейчас жестко конкурируют с другими предметами роскоши (luxury-электроника, мода, путешествия), особенно в молодежной среде.

Также АПА планирует заняться формированием репутации отраслевых компаний: они нередко сталкиваются с недостатком банковского финансирования из-за излишней закрытости. И, наконец, необходимо решать проблему нелегального проникновения на рынок синтетических бриллиантов. При этом источники «Ъ» утверждают, что «в рамках АПА стороны не планируют обсуждать вопросы, подпадающие под антитрастовое регулирование - как ценовая и клиентская политика».

До конца 1990-х годов основные расходы на продвижение бриллианта как уникальной ценности несла De Beers, этим оправдывавшая свое монопольное доминирование на рынке. До середины 2000-х годов большинство мировых производителей алмазов продавали сырье через одноканальную систему De Beers (последний торговый контракт с АЛРОСА завершился в 2009 году). После дезинтеграции системы сбыта De Beers маркетинг бриллианта полностью лег на плечи ювелирного ритейла. Но ритейлеры заинтересованы в продвижении бренда, а не материала, считает Сергей Горяинов из Rough & Polished. Анализ индекса стоимости бриллиантов Rapaport показал, что с начала 1980-х по конец 1990-х годов цена однокаратного бриллианта выросла почти на 50%, а с конца 1990-х этот рост не превысил 1%. «Пять лет АЛРОСА реализует независимую маркетинговую стратегию, но как исключительно монопродуктовая компания она заинтересована в росте спроса и цен на бриллианты и алмазы», - добавил эксперт.

Елена Киселева.










>> Предприятия региона задолжали Пенсионному фонду более 1,1 млрд рублей

>> МАГАТЭ сообщило о прекращении Ираном испытаний мощных центрифуг для обогащения урана

>> Coca-Cola продала облигации на 8,5 млрд евро