Злоключения электроники

За декабрь-январь ассортимент цифровой техники в магазинах в среднем уменьшился на 15%, говорится в исследовании департамента информационных технологий города Москвы (ДИТ). «В условиях падения покупательной способности ритейлеры сокращают предложение за счет менее популярных моделей цифровой техники, делая ставку на самые ходовые товары», - утверждает руководитель аналитического подразделения ДИТ Алексей Чукарин. На треть сократился выбор телевизоров, с полок магазинов исчезла каждая пятая модель электронных книг, а также 18% GPS-навигаторов, 13% планшетов и 6,5% мобильных телефонов. Эта тенденция не коснулась ноутбуков (рост на 25%), смарт-часов и браслетов - количество моделей в этом сегменте выросло с ноября почти на 30%. Из-за падения покупательского спроса ежедневно свою работу приостанавливают до пяти интернет-магазинов, в основном работающих без собственного склада, утверждает ДИТ.

Опрошенные «Ъ» ритейлеры утверждают, что не сокращали ассортимент целенаправленно: в январе он мог уменьшиться за счет повышенного спроса на электронику в предновогодний сезон. «Ассортимент 'М. Видео' не сократился. Во время предновогоднего ажиотажного спроса во многих магазинах был практически подчистую распродан весь сток, и полноценное его пополнение выровнялось ближе к концу января - после того как окончательно были определены условия по новым контрактам», - говорит представитель «М. Видео» Антон Пантелеев. Сокращение же моделей в определенных товарных категориях объясняется перераспределением спроса в пользу других направлений, добавляет он.

С господином Пантелеевым согласна и представитель «Связного» Мария Заикина. По ее словам, еще в минувшем ноябре ассортимент электроники в магазинах был максимальным, так как ритейлеры готовились к высокому сезону продаж. «Из-за ажиотажа, в результате которого рост продаж по ряду категорий достигал 120%, с 20 декабря в магазинах наблюдался дефицит товаров. В результате в январь 2015 года ритейлеры вступили с низким уровнем достаточности товара. Только в середине января розничные сети стали получать новые крупные партии товара», - говорит госпожа Заикина.

Как уже сообщал «Ъ», в четвертом квартале Lenovo, по данным IDC, в два раза сократила поставки ПК в Россию. Гендиректор российского представительства Lenovo Александр Катаев утверждает, что ассортимент ввозимой продукции компания не урезала, а снижение объема поставок объяснил желанием распродать накопившийся на складах товар. «К тому же дистрибуторы из-за сложной экономической ситуации сейчас тоже заказывают меньше», - поясняет господин Катаев. В Asus утверждают, что также не снижали поставок. Гендиректор Acer в России Денис Кутников признает, что с учетом выросшего курса и прогнозируемого снижения спроса, в первую очередь на дорогую электронику, в четвертом квартале объем поставок ноутбуков снизился примерно на 30% относительно предыдущего квартала. «Что касается других категорий и поставок, то тут картина кардинально отличается - за счет наличия неудовлетворенного спроса и расширения продуктовой линейки мы увеличили поставки в страну в конце года, по планшетам и смартфонам в четвертом квартале рост составил порядка 50%», - говорит господин Кутников.

Не признают участники рынка и проблемы у интернет-магазинов. Именно тех магазинов, что работают без склада, проблемы должны касаться в наименьшей степени, говорит сооснователь Data Insight Федор Вирин: «У них нет кредитных программ, нет проблем с арендой или отсутствием товара. К тому же у e-commerce были прекрасный декабрь и очень хороший январь».

Мария Коломыченко, Роман Рожков










>> К 70-летию Великой Победы в Симферополе появится Партизанская Аллея

>> Эксперты разработали схему развития воронежского производства на 10 лет

>> Швейцарский ЦБ объяснил отказ от потолка курса евро